«Лестница идиотов» Г.И. Гурджиева

«Лестница идиотов» Г.И. Гурджиева

Вряд ли найдётся среди ищущих себя человек, который не слышал бы о Гурджиеве. А пресса разных уровней столько наплела о нем былей и небылиц, что хватило бы на серию детективов и романов. Сам Георгий Иванович в первой своей книге «Встречи с замечательными людьми» подробно описывает, как он пришёл из детства и юношества к зрелому мастеру. По этой книге был снят английским режиссером Питером Бруком и одноименный фильм (см. интернет). Г.И.Гурджиев прошёл когда-то последовательное обучение сокровенным знаниям и профессиям у цепочки мастеров – суфиев (см. книгу Рафаэля Лефорта «Учителя Гурджиева»). Пройдя эту цепь сущностного обучения Гурджиев получил ключи понимания, позволявшие ему, среди прочего, умело и безупречно осуществлять различные по масштабу проекты от ремонта любых предметов и вещей до изготовления ковров и организации школ, экспедиций. Особо подчеркивается его пребывание в суфийском братстве Сармун, расположенном где-то в горах Афганистана. Относительно «Лестницы идиотов» упоминается среднеазиатский суфийский орден Накшбанди («Мастера узора»), откуда и была взята Гурджиевым эта традиция. По слухам, к этому братству имели определенное касательство некоторые современные живущие и ушедшие мастера: Владимир Степанов, Аркадий Ровнер, Игорь Калинаускас, Валентас Мураускас, Мирзакарим Норбеков и др.

«Лестница Идиотов» — это инструмент, с помощью которого осуществляется специфическая и сложная работа по трансформации способствующих и препятствующих индивидуальному развитию личностных качеств Искателя Истины на Пути ученичества. Без устранения гордыни, самолюбия, самомнения, самовлюбленности, тщеславия, зависти, обидчивости, любопытства, чревоугодия и др. – центр порождающий эти качества Гурджиев связывал с мистическим органом к у н д а б у ф е р – затруднена активация верхних чакр искателя. Е.П. Блаватская называла это «Стражем порога»: невозможно приобрести определенные свойства своего ментального проводника, а также способность осознанно влиять на других людей и пространство, не изжив свои негативные черты, например, агрессивность, зависть, тщеславие, обидчивость и т. д.

Понятие «идиота» у Гурджиева отличается от общепринятого. Основа слова — греческий корень idios — характерная черта, человек как частное лицо. Быть «идиотом» — быть самим собой, а не играть многочисленные р о л и в социуме в зависимости от ситуации. Таких «идиотов» не от мира сего многие зовут маргиналами. Но быть «самим собой» непросто, это серьёзная внутренняя работа на собой, своими качествами. В зависимости от характерных черт и особенностей состояния искателя и составлена классификация «идиотов» на этой «лестнице». «На неё надо ещё попасть…», говорил Гурджиев, то есть надо ещё п р о с н у т ь с я от своей жизни биоавтомата с многочисленными социальными и инстинктивными программами.

Ритуальное действо, впоследствии известное под названием «Наука Идиотизма», организовывалось Г.И. Гурджиевым для относительно узкого круга его учеников и последователей в условиях Парижской квартиры Гурджиева как периодически проводимый праздник с обязательным употреблением алкоголя и соблюдением иных специфических «атмосферных» условий (правил, требований для участников и проч.). Вся эта совокупность сложных условий должна была помочь участникам выйти за рамки своих жестких программ и приблизиться к состоянию «быть самим собою». Разумеется, современные суфии, находящиеся под прессингом ортодоксального ислама, категорически отвергают (так предписано!) любые спиртные напитки, чтобы быть «чистым» перед Аллахом…

Однако во многих духовных традициях ограниченное и под наблюдением квалифицированного мастера применение особых напитков (на Руси это была сурица) использовалось как т о л ч о к для расширения сознания идущих по Пути. Конечно, для искателя всегда есть риск увлечься этими переживаниями (наркомания, алкоголизм), что характеризует его неготовность к прохождению данного испытания… Вспомним эпизод, когда наставник Карлоса Кастанеды дон Хуан давал ему выпить сок кактуса пейота для представления о том, каким должно стать состояние сознания при просветлении…

«Лестница идиотов» описана многими учениками Гурджиева (см. интернет) и наиболее подробно разобрана его известным учеником Джоном Беннетом. Он увидел, что различные типы «идиотов» сгруппированы в тройки, где главенствуют соответственно двигательный (инстинктивный), эмоциональный или интеллектуальный (ментальный) центры. На «лестнице» всего 21 «идиот». А до попадания на «лестницу» человек лишь задумывается над своей жизнью и окружающим миром… Это — кандидат в «идиоты».

После восшествия на «лестницу» появляется первый обычный или «объективный идиот», который как бы «проснулся», но пока живет в основном инстинктами (автоматически). Следующий «идиот» — N2 «субъективный или суперидиот», эмоционально осознавший свой «сон». «Идиот» N3 — «архи (в высшей степени) идиот», начавший через осознание работать над собой.

Следующая тройка «идиотов» включает в себя N 4 — «безнадежный идиот», материалист; их два подвида: «объективный» (считает, что всегда зло находится во вне) и «субъективный» (считает, что всегда зло внутри человека — субъекта). «Идиот» N 5 — «сострадательный», главную роль здесь играют чувства; их тоже два подвида: «симпатичный или бескорыстный» и «антипатичный или корыстный», ждущий похвалы за свою «работу». «Идиот» N6 — «смущающийся», жалкий интеллигент, не верящий в свои возможности и не вмешивающийся в проблемы других людей (умница однако: не создаёт дополнительной отягчающей жизнь кармы!).

Следующая тройка «идиотов»: N7 — «квадратный», привязанный к материальному, к своим земным делам, к своей «ценной» деятельности (квадрат — символ четырёх материальных стихий: огня, воздуха, воды и земли). Далее идёт идиот N 8 — «круглый идиот», бегающий по кругу, не замечая своих ошибок, витающий в «небесных сферах». «Идиот» N9 — «зигзагообразный», нестабильный интеллектуал на Пути, у которого, по словам Гурджиева, «пять пятниц на неделе и два воскресенья»; он знает, что надо делать, но…не делает из-за изъянов в наследственности…

Все эти вышеперечисленные девять типов «идиотов» проявляются на Пути Познания. Однако в действительности могут наблюдаться смешанные типы.

С «Идиота» N10 начинается Путь Бытия для искателей, осознающих себя на этом Пути, «помнящих себя». Это «просвещенный (просветленный) идиот». Например, это искатель, достигший начального самопосвящения (см. статью автора «Для чего мы живем?» в Т.Д. NN 10 и11) и начального просветления — установления связи со своим Высшим Я. У этого «идиота» может возникнуть соблазн посчитать себя «особенным» на фоне других, «не достигших» таких особенных результатов. Это может привести к существенному снижению его положения по «лестнице».

«Идиот» N 11 — «сомневающийся (скорченный)», осознающий, что он вроде бы «идиот», но… видящий и переживающий свои недостатки; здесь тоже два подвида «идиотов»: «антипатичный» (хочет казаться идеалом) и «симпатичный», искренне сомневающийся «Я есмь или нет?».

«Идиот» N 12 — с множеством эпитетов — «хвастливый», «чванливый», «самодовольный», «павлин» (Я — достиг!), с «поднявшей хвост» гордыней; ему придётся все начинать почти сначала, с «архиидиота».

Далее идёт тройка «идиотов» с NN 13, 14 и 15 с характеристиками соответственно «аутентичный» («прирожденный»), «патентованный» и «добродушный» («психопатичный»), достигшие серьезных успехов на Пути.

Следующая тройка «идиотов» — N 16 «многогранный», («воображающий», «мнимый» как бы и не «идиот»); N 17- «танцующий» (дервиш); N 18 — «комплексный». Гурджиев относил себя к «комплексному идиоту». Это люди, которые уже обрели значительную стабильность в саморазвитии и находятся на уровне святых или мастеров-магов.

«Идиоты с NN19 и 20 — полубоги подобные пророкам или инициаторам Мировых религий: Будда, Падмасамбхава, Заратуштра, Иисус… И, наконец, N 21 “Наш Бесконечный» (по словам Гурджиева), Творец, «Уникальный Идиот».

На застолье, посвящённом «Науке идиотизма», назначались распорядители (чамодары): «директор», «отец», «мать», которые разносили весьма экзотические блюда, приготовленные, как правило, самим Гурджиевым, и разрешали их брать участникам трапезы. Они же разливали напитки, обычно коньяк, арманьяк, бренди и крепкие вина. А участникам, склонным к выпивке, наоборот сначала наливали воду, наблюдая за их реакцией. Гурджиев вставал и произносил тост «За здоровье всех идиотов!». Для новых участников застолья Гурджиев сразу же проводил проверку на гордыню, обидчивость и самомнение, награждая их неприятными «именами»: «мусорный ящик» (Гурджиев давал таким участникам куски блюд со своей тарелки), «мусорное ведро» (этим участникам поручалось доедать остатки с тарелки Гурджиева), «канализационная труба» (этим поручалось допивать напитки из фужера Гурджиева). Следующий тост был за «обычных идиотов», потом за «суперидиотов» и т. д. После трёх-четырёх тостов каждый получал возможность стать самим собой, ибо логический ум переставал контролировать внутреннюю сущность человека. Начинали проявляться его позитивные и негативные черты. Впрочем здесь нет ничего необычного и такое «самопроявление» легко наблюдать при участии в застолье на юбилеях, свадьбах, иногда и на поминках. Кто-то начинает обниматься, клясться в любви ко всему миру или к соседу за столом, а другие — проявлять агрессию вплоть до драки или грязно ругать всё и вся. Про таких Гурджиев говорил: «Посмотрите на себя какое вы дерьмо!». Он разъяснял, что «Наука идиотизма — зеркало, в которое человек, при желании, мог бы видеть себя».

Отметим, что многие мастера внутренней трансформации умеют «пережигать» принятый алкоголь и никогда не пьянеют. При этом сознательное использование алкоголя как инструмента отличает их от алкоголиков, которые сами являются инструментом действия алкоголя.

Конечно, многие «праведные» и, тем более ярые борцы за трезвость с пафосом осудят такую практику выявления недостатков. Но, опасаюсь, что у многих трезвенников недостатков может быть гораздо больше, чем у тех, кто не запрещает себе немного выпить…

Конечно, после изучения материала статьи у читателя может возникнуть вопрос, действительно ли употребление алкоголя может помочь в вопросах духовного развития и самосовершенствования? Здесь уместно напомнить народную мудрость о том, что для разумного (подлинно ищущего) человека всё в помощь, а дураку (человеку полному глупости, тщеславия и самомнения) ничего не поможет.

В заключение стоит отметить, что хулить Г.И.Гурджиева за «придуманную им Науку идиотизма» бессмысленно: практика застолья с употреблением спиртных напитков является традиционной формой общения не только на Кавказе, но и в странах Востока. Данное «изобретение» не является изобретением Гурджиева, но представляет традиционное средство общения, которое Георгий Иванович использовал для коррекции сознания находившихся рядом с ним искателей Истины.

Эдуард Ермилов, кандидат технических наук,

доцент, участник общественного Университета духовной культуры,

Нижний Новгород, эл. почта tandob1954@mail.ru

Добавить комментарий